19
Янв
2019

Пивные стереотипы

Стереотип №1: «Чё там разбираться? Есть пиво светлое, а есть тёмное»

Так исторически сложилось, что у нас в стране пиво принято делить на два вида: светлое и тёмное. Это привычная классификация, которая фигурирует и на этикетках, и в меню баров, и в отечественном ГОСТе. Однако практического смысла в таком разделении нет. Хотя бы потому что светлость и тёмность, как добро и зло, вещи относительные: какой-нибудь английский бледный эль по сравнению с лагером вполне может выглядеть тёмным, хотя технически является светлым сортом. Кроме того, выбирать, какого бы пивка попить, ориентируясь исключительно по его цвету, — чистая лотерея. Сейчас объясню почему.

Цвет пива — важная характеристика, которая может многое рассказать о напитке. Однако такие широкие определения, как «светлое» и «тёмное», не описывают однозначно его свойства, особенно вкусовые: тёмным, например, является и знакомый всем ирландский стаут Guinness, и чешский лагер Krušovice Černé, и бельгийский эль Grimbergen Double. Это три совершенно разных пива с разной плотностью, крепостью, составом, разными ароматами и вкусовыми характеристиками. Не говоря уже о том, что производятся они тоже по-разному. Если вам нравится «Крушовице», вовсе не факт, что зайдет «Гримберген».

То же самое будет с тремя другими сортами: Hoegaarden, Kozel Světlý и La Trappe Tripel — все в той или иной степени светлые, но по вкусу и аромату разные настолько, что их отличит даже тот, кто пиво пробует впервые в жизни. В том числе и потому, что «Ла Трапп» будет вдвое крепче «Козела».

Легкий лагер и английский бледный эль — светлые сорта, но всё относительно

Если попросить в баре налить «чего-нибудь светлого», то могут принести и кислый бельгийский ламбик, и солоноватое немецкое гозе, и чешский пилзнер с явной горечью, и сладковатый легкий американский лагер. В любом из этих случаев желание будет исполнено корректно, хотя чаще всего под просьбой принести светлое пиво подразумевается желание получить привычный евролагер (условные «Балтика 3», Tuborg и всё такое).

Разделение на светлое и тёмное имеет некоторый смысл, если оно происходит, скажем, в рамках определенной группы сортов. Например, зашли вы в таверну:

— Эй, хозяин. А налей-ка мне эля с земель английских!

— Навоз-вопрос, уважаемый. Какого желаете?

— Посветлее, пожалуй, две пинты. Да поживей!

И принесет хозяин какого-нибудь светлого английского эля, который на землях английских зовется pale ale (буквально: бледный эль). А не уточни ты цвет, мог бы и красного притащить, которое вполне сойдёт за тёмное.

Гораздо логичнее делить пиво по видам: эль и лагер.

Стереотип №2: Есть пиво, а есть эль

Я нередко встречаю людей, которые разделяют понятия пиво и эль: «Я попробовал эль — классная штука, гораздо вкуснее пива». Почему они это делают, для меня загадка. Подозреваю, дело в том, что понравившийся напиток фигурировал в меню как «английский эль», а непонравившийся, например, как «пиво из Баварии». Так и запомнили. При этом немецкий продукт вполне мог также оказаться элем, и совершенно точно обе позиции оказались пивом.

При верховом брожении дрожжи поднимаются наверх сусла, при низовом трудятся ближе ко дну

Пиво — это название напитка. Оно объединяет в себе два крупных вида: эль и лагер. Эль — это пиво верхового брожения, лагер — пиво низового брожения. Элевые сорта сбраживают при сравнительно высоких температурах (+15 — +24 °C), отличаются более выраженными сторонними ароматами и привкусами (фруктовыми, цветочными и другими), чаще имеют тёмный цвет и нередко проходят через более изощрённые процессы производства. Лагеры же сбраживают при низких температурах (+7 — +10 °C), они проще для восприятия, менее разнообразны с точки зрения вкусо-ароматических свойств и занимают примерно 90% мирового рынка пива. В России и некоторых других странах оно также занимает львиную долю рынка.

В общем, и эль, и лагер — это пиво, как хэтчбек и седан — автомобили.

Стереотип №3: Пиво — простой напиток для простых людей

Чаще всего этот стереотип встречается среди девушек. Считается, что пиво — это простой, недорогой и не сильно разнообразный напиток, популярный среди простых, небогатых и не сильно разнообразных людей. То ли дело вино! Или тем более виски. Из-за своеобразного позиционирования пива отечественными производителями (а также стараниями многочисленных магазинчиков-«разливаек») фраза «Я пью вино» у нас звучит куда респектабельнее, чем «Я пью пиво», даже если у тебя в бокале какая-то красная бурда за 89 рублей из продуктового в подвале.

В действительности пиво — очень сложный напиток, и с точки зрения рецептуры, и в плане происходящих во время его производства процессов, и особенно если говорить о вкусо-ароматических качествах конечного продукта. Изготовление пива по сложности сравнимо с производством вина. Например, цикл производства некоторых сортов пива (например, ламбика) составляет от полугода до нескольких лет, не считая периода дозревания пива в бутылке уже на складе или на полке магазина.

Прежде чем попасть в эти бутылки, ламбик томился в дубовых бочках от года до четырёх лет, и готов дозревать в бутылках ещё лет восемь. Такое пиво язык не поворачивается назвать простым 

Возьмите почти любой бельгийский сорт, и он вполне сможет посоревноваться с вином по части ароматов, всяких вкусовых нюансов и послевкусий. Что вовсе неудивительно, если учесть разнообразие используемых ингредиентов: одних только основных сортов хмеля существуют десятки, не говоря уже о солоде и тем более дрожжах.

Стереотип №4: Пивной напиток — это как пиво, только хуже

Ещё одно популярное заблуждение касается так называемых «пивных напитков»: многие уверены в том, что это нечто вроде «творожного продукта», то есть аналог чего-то настоящего, изготовленный из более дешёвого/суррогатного сырья. Видишь надпись «пивной напиток» — сразу возникает недоверие.

На самом деле всему виной Федеральный закон от 18.07.2011 N 218-ФЗ, который ввёл пункты 13.1 и 13.2: грубо говоря, в них указано, что пивом может называться только то, в состав чего входит исключительно вода, солод, хмель и дрожжи. При наличии в пиве любого другого ингредиента продукция переводится в разряд «напитка на основе пива» или «пивного напитка».

По факту пивной напиток — это полноценное, нормальное пиво, в производстве которого использовалось что-то помимо классических ингредиентов: например, цедра цитруса, приправа или фрукты. Самое смешное, что в результате этой вот инициативы под стрёмным названием «пивной напиток» на полках отечественных магазинов оказалось пиво, рецептура которого старше нашего законодательства, а в некоторых случаях и людей, которые его составляли.

Яркий пример — пшеничное пиво Hoegaarden: его прародитель варился в одноимённой фландрийской деревне (ныне Бельгия) аж с 1445 года, и уже тогда в нем использовались кориандр и цедру апельсина. По аналогичному рецепту производится и современный «Хугарден», но то, что 500 с лишним лет называлось пивом, у нас зовётся «пивным напитком».

Любой из этих криков продается у нас как «пивной напиток», хотя рецепту вишневого ламбика десятки лет, а сам сорт является гордостью Бельгии 

Не могу не вспомнить Райнхайтсгебот — знаменитый «закон о чистоте пива», сформированный и до сих пор применяемый в Германии. Он тоже регламентирует состав пива, однако с рядом нюансов:

* Закон регламентирует производство пива внутри Германии и не распространяется на импортное пиво;
* Закон неоднократно модернизировался. Его начальная версия не включала наличие дрожжей, необходимого ингредиента для производства любого пива — просто в то время о их существовании ещё не знали;
* Закон допускает добавление нестандартных ингредиентов, хотя и в рамках определённого списка.

В общем, если вы увидели на ценнике или этикетке слова «пивной напиток» — это или дешёвый коктейль на основе пива (Garage и подобные), или очень интересное пиво, которое стоит как минимум попробовать.

Стереотип №5: Пиво обязательно должно быть холодным

Это моё любимое заблуждение. Предполагаю, что своему появлению оно обязано популярности лагеров. Дело в том, сорта низового брожения рекомендуется пить охлаждёнными, ну а поскольку в наших палестинах всю дорогу пьют именно лагерные сорта, любое пиво без разбора пихается в холодильник/морозильник и пьётся чуть ли не ледяным.

В принципе, употреблять пиво холодным — не преступление, но если речь идёт об элевых сортах (особенно бельгийских), то низкая температура просто не даст пиву раскрыться, а вам — насладиться его сложным ароматом и вкусовыми нюансами. Есть стили пива, рекомендуемая температура потребления которых находится в районе +15 °С.

Крепкие бельгийские эли (например, квадрюпели) стоит пить при температуре содержимого 15 °C 

Если заморачиваться, то оптимальная температура употребляемого пива — это:

* От +1 до +4 °C: массовые легкие лагеры (aka «обычное светлое пиво») или некрепкое пиво;
* От +4 до +7 °C: пилзнеры, хеллесы (он же хель, он же баварский лагер), пшеничное пиво, сезонные бельгийские эли;
* От +7 до +10 °C: всевозможные IPA и APA, а также стауты и портеры;
* От +10 до +16 °C: бельгийские эли, кислые эли (Бельгия, Германия), шотландские эли, барливайны и имперские стауты.

Кстати, в правильном бельгийском баре вам подадут бельгийский эль не только правильной температуры, но и в специальном бокале, предназначенном для данного конкретного сорта. И это не понты, а вполне обоснованная необходимость.

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *